МАРКЕР: Новый взгляд
Правопорядок
Автопейнтбол
Домой
Карта
E-mail
Все права защищены. Copyright© 2001 А.Кириллов
Зарегистрированы патенты на изобретение.


Фотографии и схемы открываются в новом окне. Буду рад прочитать Ваши отзывы о статье.

Игра XXI века.

фото1    С тех пор, как люди изобрели особый способ охоты и боевых действий - стрельбу - соревнования стрелков были и остаются популярным занятием и зрелищем во всем мире. Интерес к стрельбе не пропадал независимо от того, какое оружие при этом использовалось. Первым здесь, как известно, был лук (недаром само слово "стрельба" происходит от "стрелы"), потом появился арбалет, за ним — огнестрельное оружие. Однако и особой зрелищностью стрелковые соревнования никогда не отличались. Ведь условия их проведения, из соображений безопасности, оставались весьма стесненными и однообразными: стрельба с заданных позиций, по заранее установленным или появляющимся на известных направлениях целям. Реальным обменом выстрелами противники могли насладиться только в совсем другой обстановке - на дуэли, исход которой, увы, слишком часто оказывался печальным...
    Настоящую революцию в стрелковых соревнованиях произвел пейнтбол. Собственно, он и был изобретен именно с этой целью, что подтверждают обе существующие версии его возникновения - официальная и неофициальная.Судите сами.
    Жили-были в Америке три товарища - Чарлз Гейтс, автор песен группы Pumping Iron, Хейс Ноэл, брокер, и Роберт Гарнси, владелец лыжного магазина. Любимой темой их разговоров при встречах была тактика выживания человека в условиях вооруженного конфликта. фото2Каждый предлагал свои варианты поведения, и все вместе прикидывали, как бы поверить блестящие теории практикой и остаться при этом в живых. И вот однажды, когда кто-то из троих увидел в фермерском журнале объявление о продаже пистолета для маркировки скота, друзья поняли, что подходящее средство проверки найдено! А пейнтбольное оружие, кстати, именно с тех пор и прозвали "маркером".
    Так вот, в июне 1981 г., в живописном лесу штата Нью-Гемпшир, трое "отцов-учредителей", вооружившись еще тогдашними, "коровьими", маркерами, провели первую игру на выживание. Предание гласит, что выжившим остался один человек — лесник Ричи Уайт, который не только не сделал ни одного выстрела, но ухитрился вообще не попасться на глаза увлекшимся приятелям, довольно быстро перестрелявшим друг друга.
    Неофициальная версия звучит гораздо более сурово. Согласно ей, нынешнее невинное развлечение сугубо штатских лиц возникло в недрах ЦРУ, как метод тренировки участников спецопераций. Недаром же то и дело вспоминают, что пейнтбол - это игра, "практически точно имитирующая скоротечный огневой контакт на ограниченной территории". Правда, окончательно доказать или опровергнуть зловещую роль тайного ведомства в рождении благородной игры вряд ли когда-нибудь удастся. Игнорируя запросы мировой общественности, заправилы ЦРУ категорически воздерживаются от комментариев...
    Так или иначе, независимо от того, верна ли "неофициальная версия", пейнтбол действительно используют для тренировки своих агентов и американское ЦРУ, и израильский "Моссад", и другие подобные ведомства, равно как и охранные структуры. Спортивные пейнтбольные соревнования давно вышли на уровень чемпионатов мира и уже стоит вопрос об их включении в программу Олимпийских Игр. А на таких массовых действах, как проводимые в США Big games, армии из нескольких тысяч человек под руководством сотен судей от души заливают друг друга краской на полигонах площадью в несколько квадратных миль. Мало того: пейнтбол - это не только способ самому всласть отвести душу без всяких летальных последствий - это еще и зрелище, увлекательное шоу, позволяющее наблюдать за баталией со стороны, с азартом "болеть" за любимую команду.
    Но если уж эта прекрасная игра родилась в ответ на запросы нашей динамичной эпохи, то она должна и дальше соответствовать им. Ведь жизнь не стоит на месте и рождает все новые потребности. фото3Разве можно, например, игнорировать такой факт: сегодня, на рубеже ХХ-ХХ1 веков, не только грабить банк никто не пойдет пешком, но вообще всякий сколько-нибудь приличный бандит без автомобиля немыслим. И как убедительно доказывает кинематограф, перестрелки полиции с преступниками становятся все более "моторизованными". Вспомним подобные баталии на легковых машинах в "Терминаторе", на снегоходах в "Крепком орешке-2", на легковой машине против террористов в автофургоне в "Играх патриотов". Да и в реальной жизни не только "закордонная" полиция, но и Российское МВД уже столкнулось с подобными перестрелками. фото4Применение огнестрельного оружия при стрельбе из машины с ходу по движущимся целям становится, увы, обыденным явлением нашей жизни.
А такая стрельба, как известно - дело чрезвычайно сложное.
    Прежде всего, здесь требуются очень большие, притом знакопеременные горизонтальные упреждения, при высоких скоростях достигающие нескольких метров, что нередко многократно превышает размеры самих целей. Причем сектора обстрела через боковые окна автомашины очень невелики, а время пребывания цели в секторе обстрела исчисляется долями секунды. Кроме того, из-за тряски машины возникает вертикальная качка ствола, что дает очень большие вертикальные отклонения попаданий даже на коротких дистанциях.
    Даже тренировки в стрельбе из машины с ходу связаны с целым рядом проблем. Так, вылетающие из оружия при стрельбе гильзы бьют зеркала заднего вида, боковые и задние стекла, катаются под ногами водителя, отчего тот поскальзывается и промахивается мимо педалей управления в самый критический момент. Далее, поскольку направления разлета пуль здесь совершенно непредсказуемы, то из соображений безопасности приходится увеличивать размеры полигона до нескольких квадратных километров на одного тренирующегося. Такого не могут себе позволить даже очень богатые организации. Наконец, быстро оценить точность попаданий в жизненно важные участки движущейся машины с экипажем и быстро решить - нужны ли повторные выстрелы - может лишь очень опытный стрелок, а где взять этот опыт, если тренировки практически неосуществимы?
    Исходя из перечисленных трудностей, широко распространилась методика огневой подготовки для подобных условий, основанная не на точной стрельбе, а на умении быстрого обращения с оружием и скоротечного произведения выстрелов без прицеливания или с приблизительным прицеливанием. Поражение цели достигается за счет применения автоматического оружия и высокой плотности огня. Такая методика, конечно, имеет право на существование, но многие десятки выстрелов нередко уносят жизни мирных обывателей. А уж если преступник "прикрылся" заложниками, необходима только прицельная стрельба.
    В связи с этим для тренировок "профи" в стрельбе с ходу по движущимся целям автор статьи предлагает использовать пейнтбольное оружие и новую спортивную игру - автопейнтбол.
фото5     В самом деле: пейнтбольное оружие безопасно для участников игры и зрителей; зона разлета шаров не превышает 100 м; гильзы в данном случае исключаются; яркий шарик виден в полете подобно трассирующим пулям, поэтому облегчается быстрая корректировка огня при полуавтоматической стрельбе; при попадании в цель пятно от разбившегося шарика с краской видно на большом расстоянии, так что результаты стрельбы легко контролировать.
    Есть, конечно, и свои недостатки у пейнтбольных "пушек": дальность эффективной стрельбы не превышает 40 м, кучность боя соответствует гладкоствольным охотничьим ружьям, велико понижение траектории летящего шара. Но так или иначе, несомненно, что помимо практического применения для тренировки "профи", автонейнтбол способен стать яркой спортивной игрой и элементом всевозможных шоу.
    Как известно, пейнтбол изменчив, вариативен по самой своей природе: ведь в отличие от "классических" спортивных соревнований и игр баталии с маркерами с самого начала разыгрывались по самым разным сценариям. И любой клуб, любая команда имеет право изобрести здесь что-то свое.
    С одной стороны, автопейнтбол - новое подтверждение этому. Но с другой стороны, первые же опыты показали, что произвольное передвижение автомобилей и беспорядочная пальба из маркеров лишь порождают ощущение анархии на игровом поле, ничему не учат, да и удовольствия особого не доставляют — ни участникам, ни зрителям. Поэтому, путем многочисленных проб и ошибок, обсуждений и размышлений, автор статьи выработал некоторые общие принципы и правила проведения автопейнтбольных турниров и шоу.
    Суть их заключается в следующем.
    Игроки противоположных команд движутся по игровому полю только на автомобилях (двух-, трех- или четырехколесных мотоциклах, снегоходах, картах, багги и т.д.) и пытаются "подстрелить" друг друга из пейнтбольного оружия только в движении.
    Игровое поле с натуральным или асфальтовым покрытием в наиболее динамичном варианте игры может быть овальным (примерно как трасса для трековых гонок, размером 120х50 м) или вытянутой формы (участок двухполосной асфальтовой дороги длиной 80 м с уширениями для разворота на концах). При этом зрелищность самой перестрелки соединяется со специфическими элементами автомобильных гонок.
    Подобно рыцарским турнирам, водители или экипажи (водитель плюс стрелок) стартуют во встречных направлениях с противоположных концов вытянутого игрового поля и обстреливают друг друга при движении на встречных курсах через разделяющий их барьер безопасности (автомобильные покрышки или пластиковые водоналивные секции). Далее, приблизительно на протяжении пяти кругов, они преследуют и обстреливают друг друга на каждом проходимом круге. Подобно ситуации в воздушном бою, та машина, которая едет быстрее по кольцевой трассе и зайдет в "хвост" преследуемому противнику, получит преимущества в секторах обстрела и времени ведения огня. Таким образом, соперники принуждаются ехать быстрее и стрелять только с ходу, при этом стимулы к быстрой езде соединяются со стимулами ведения огня для устранения противника.
    фото6Соответственно, победители определяются по двум показателям: минимальное время прохождения гоночной дистанции (5 кругов) и количество попаданий шариками с краской. В игре могут участвовать как два автомобиля (мотоцикла и т.д.), так и команды, состоящие каждая из двух транспортных средств. Конечно, технически наиболее сложен случай, когда водитель-стрелок одной рукой и ногой управляет машиной, а второй рукой держит маркер-полуавтомат. Стрельба при этом ведется с одной руки. Но ведь и такие случаи бывают в жизни "профи", когда экипаж патрульной машины уже выведен из строя, а водителю в перестрелке приходится рассчитывать только на себя и на счастливый случай.
    Оборудование для игры включает стандартное пейнтбольное оружие (маркеры-полуавтоматы с боезапасом по сто шаров на каждый), мотоспортивные шлемы, соответствующие спортивным стандартам безопасности автомобили, а также отдельно расположенные на них мишени. Дело в том, что (как опять же показала практика) необходимо исключить возникающий в пылу баталии соблазн обстрела лобовых стекол и лиц водителя и стрелка, а следовательно потерю видимости и безопасности при активном маневрировании машин. К тому же попадание в мишень легко контролируется. Яркие круглые мишени размером приблизительно 40х40 см монтируются на траверсах над крышами автомобилей. При попадании в эту мишень игра считается безусловно выигранной. Также безусловный выигрыш присуждается, если в течение 5 кругов удалось догнать и обогнать соперника.
    Игровое поле, по соображениям безопасности, должно быть отделено от зрителей полосой шириной 100 м или сетями, улавливающими шары с краской или плексигласовыми щитами как в хоккейной коробке.
    Первые игры по автопейнтболу были проведены в Подмосковье на участке ремонтируемой автодороги с уширениями для разворотов (в районе автобусных остановок).
    В игре использовались надежные как "Калашников" полуавтоматические американские маркеры TIPPMAN PRO-LITE с короткими 10-дюймовыми стволами и большими 20-унцевыми баллонами. В этой конфигурации оружие наиболее близко по хвату с карабинами "Сайга". В игре также использовались динамичные, хорошо управляемые в поворотах автомобили ВАЗ-21083 и Ауди-100 купе. Выбор ВАЗ-21083 связан также с огромной шириной боковых окон, позволяющей вести огонь хоть из ручного пулемета. Салоны автомобилей позади стрелков защищали натянутыми полотнищами.
    Отдельными мишенями служили перевернутые пластиковые ведра (см.фото). Водители и стрелки надевали защитные маски (специальные пейнтбольньте или мотоспортивные; желательно использование незапотевающих масок). Водителю, лучше защищенному при стрельбе лобовым стеклом, достаточно защитных очков.
    Проведение первых игр позволило сделать следующие выводы.

  • Догнать друг друга на равных машинах возможно в течение пяти кругов, при этом лимитирующим фактором является техника прохождения поворотов (желательно на второй передаче, чтобы избежать лишних переключений).

  • Попасть в мишень малых размеров типа милицейской "мигалки" почти невозможно, поэтому в качестве мишеней использовались 15-литровые ведра.

        Количество попаданий сильно зависит от специфической подготовки стрелков. Мастера спорта по стендовой стрельбе промахивались, а люди, ранее имевшие дело с пейнтбольным оружием, стреляли достаточно быстро и точно. Для предварительной тренировки желательно пострелять с ходу по неподвижным мишеням. Перед игрой обязательно нужен практический инструктаж - от прилива адреналина в головокружительном движении многие забывали даже снять оружие с предохранителя.
        Короткие стволы удобны, но дают большие разбросы шаров уже на дистанции 30 м, поэтому желательно иметь маркеры с удлиненными, имеющими ограниченную сверловку 14-дюймовыми стволами и отрегулированные на максималную скорость вылета шаров. Каждый пятидесятый шар колется в стволе, и оружие просто плюется краской, а в динамичной игре времени чистить ствол нет, поэтому под рукой желательно иметь запасной маркер.
        "Крутые" машины с перламутровой окраской использовать для автопейнтбола не стоит - при попадании шальных шаров от осколков их желатиновых оболочек краска таких автомобилей пробивается до грунта и остаются навечно белые круглые "печати".
        Игра может проводиться и в предельно упрощенном варианте: из движущихся со скоростью 30-40 км/ч автомобилей ведется стрельба по 5-6 расположенным друг за другом и на расстоянии 10 м от трассы ростовым мишеням. Каждый участник стреляет шариками со своим цветом краски, что позволяет проводить одновременную стрельбу из 3-4 движущихся цугом машин. Подсчет очков очевиден для зрителей. В таком варианте может соревноваться большое число участников, значительно уменьшаются размеры зон безопасности, легче организовать массовые шоу с отбором начинающих для более сложных соревнований.
    патент № PU9800441    В соответствии с договором о патентном сотрудничестве (РСТ) международная заявка на изобретение "Спортивная игра автопейнтбол, мишень и игровое поле для ее осуществления" № PU9800441 была зарегистрирована 29.12.1998 1. С 29.12.1998 г. действует и аналогичный русский патент.
        Автор изобретения предлагает всем заинтересованным лицам принять участие в финансировании патентования изобретенной игры автопейнтбол во всех странах мира в обмен на уступку части прав по патентам. Инвентарь и оборудование для игры могут широко использоваться в рекламных целях. Так же, как в автоспорте, большую рекламную поверхность имеют участвующие в игре автомобили. Мишени для игры над крышей машины тоже могут иметь различные размеры и вид, в частности, с подсветкой изнутри - все это дает хорошие возможности рекламы продукции широкого круга фирм.
        Кроме того, всем заинтересованным фирмам и лицам автор предлагает принять участие в организации Первых автопейнтбольных соревнований. Имена организаторов, безусловно, войдут в историю мирового пейнтбола - ведь такие публичные соревнования не проводились нигде в мире, равно как и в России.
        Всем заинтересовавшимся концепцией и деталями игры автопейнтбол автор с удовольствием представит дополнительную информацию.

    Андрей Кириллов
    фото автора
    (Журнал "ОРУЖИЕ" №6 2000)

  • Copyright © 2001 Andrei Kirillov. All rights reserved.
    Design and support: TaRget WeB Design Studio
    Designet by: Desyatov Maxim

    Hosted by uCoz